Главная  Частный сектор  Геленджик  Дольмены  Экскурсии  Походы  Фотогалерея 
   Природа  Топонимы  Язык

Топонимика Геленджика и Краснодарского края

1. Некоторые топонимы Черноморского побережья Краснодарского края
(II Бочаровские чтения, г. Краснодар, 2014)
          В.В. Косолапов

   До 1970 г. Северное Причерноморье в античную эпоху представлялось большинству современных исследователей безраздельным доменом иранства, а узкая прибрежная полоса – районом контактов греческого и иранского элементов. Олег Николаевич Трубачев, наш выдающийся этимолог в своей книге «INDOARICA в Северном Причерноморье», вышедшей в 1999 г., привел убедительные доказательства сосуществования здесь (индо)ариев и ираноговорящих народов. Тавры, меоты, синды и керкеты-тореты говорили на одной из ранних форм (индо)арийского языка [1].
   Трубачев О.Н. в своей книге привел большинство этимологий для топонимов Крыма, Азовского побережья и Тамани. А для Черноморского побережья Кавказа совсем немного.
   Меоты - общее название всех индоариев, живших вокруг Меотиды, ср. др.-инд. mai-at-, mai-it-‘материнские’ [1, С. 253].
   Mi(n)tana- ‘коренная земля’: название Тамани. Ср. др.-инд. mulasthana-: maula- 'корень, коренные' и sthana- 'стояние, расположение; место, местоположение' [1, С. 256].
   Sinda- 'речные': народ синды в районе Анапы. Ср. др.-инд. sindhu- 'река; река Инд' [1, C. 275].
   Abaraka- ‘круглое’: полуостров Абрау. Возможно, из a(m)bara-ka-, суффиксальное производное, ср. др.-инд. ambaram 'окружность' [1, С. 220]
   Patta-, (parta-) ‘город, порт’: Патус, Бата, современный Новороссийск. Ср. др.-инд. (пракрит.) названия города pattana- , этимологически – из parta-, родственного латин. portus [1, С. 261].
   As(v)-amba- ‘конская вода’: Ашамба – река в Геленджике. Ср. др.-инд. asva ‘лошадь, конь’, ambhas, ambu- ‘вода’ [1, С.228].
   Do-ab- ‘двуречье’: гора, мыс и река в Геленджике. Этимологически тождественно др.-инд. Doab, двуречье, междуречье Ямуны-Джамны и Ганга. Гора Дооб находится между рек Дооб в Кабардинке и Ашамба в Геленджике [1, С.236].
   Tarata- / tarita- ‘береговые’: античное племя торетов на Кавказском берегу в районе Геленджика-Новороссийска [1, С. 282].
   Tarika- ‘береговой, прибрежный; связанный с перевозом’: Торик / Торикос – античное название Геленджика. Ср. др.-инд. tara- ‘берег’, особенно производное – tarika- ‘лодка, паром’ и ‘лодочник, паромщик’ [1, С. 283].
   Upagra- ‘крайний’: Пагра, римская крепость на территории г. Геленджика. Ср. др.-инд. upagra- ‘крайний, верхний’ [1, С. 285].
   Византийское название Геленджикской бухты Ептала / Гептала. Трубачев О.Н. приводит оригинальное древне-индийское слово Spatalou limena, где первое произошло от su-parta- / su-patta- ‘добрая, прекрасная гавань’. [1, С. 279]
   Рассмотрим теперь ряд других топонимов побережья Краснодарского края, которые сохранились со времен проживания здесь (индо)ариев, не рассмотренных Трубачевым. Все они не противоречат моей гипотезе о дольменах.
   Ud-rish- ‘Главный мудрец’: мыс Утриш – Большой и Малый в Анапе. Ср. др.-инд. ud- ‘превосходство в должности, общественном положении или силе’, rishi- ‘патриарх, прародитель человечества, мудрец’ [2].
   Nava-gir- 'девять гор': хребет Навагир в Новороссийске. Ср. др.-инд. nava- 'девять', giri- 'гора' [2].
   Nikaksin- ‘находящийся в отдаленном скрытом месте’: поселение на берегу Новороссийской бухты. Ср. др.-инд. ni- ‘задний, отдаленный’, kaksa- ‘скрытое место’ и -in- ‘адъективный суффикс’. [1, С. 257]. В районе Новороссийска-Геленджика имеются такие закрытые от ветров и невидимые со стороны моря широкие долины между Маркотхским и Приморским хребтами, пригодные для земледелия. Ойконим Никаксин позднее получил продолжение в наименовании шапсугских реки и поселения Накопсе (современный муниципальный округ Кабардинка г. Геленджика). Река берет начало на Маркотхском хребте, протекает по межгорной долине, прикрытой извилистыми холмами горы Дооб, и впадает в Новороссийскую бухту в селе Кабардинка. Также ему созвучно название горы Нексис в Геленджике. Она прикрывает со стороны моря защищенный от ветров широкий и невысокий водораздел рек Адербы и Шебс, где теперь находятся яблоневые сады. Такое же местоположение имеет древнее поселение Никопсис / р. Нечепсухо - современный поселок Новомихайловский в Туапсинском районе.
   Varada- 'дарящий благо, щедрую природу, благотворный климат; особый класс умерших предков': хребет Маркотх или Цементный в Новороссийске-Геленджике. Ср. др.-инд. varada- 'дарящий благо, щедрую природу, благотворный климат; особый класс умерших предков' [2].
   Su-aran- 'рожденная в дикой местности': река Су-Аран, впадающая в Геленджикскую бухту с юго-востока [2]. Ср. др.-инд. su- 'порождать, производить', araNya- / araNa- 'дикая местность, пустыня, лес' [2]. Раньше в долине этой реки люди не жили и там была дикая местность, а жили на обоих мысах бухты возле моря, где ветер бора слабее.
   Varda-vir- 'управитель облаков': Михайловский перевал в Геленджике. Ср. др.-инд. vaarida- 'облако (то, что дает воду)', vira- 'мужчина, герой, управитель' [2]. Михайловский перевал делит территорию г. Геленджика на две части: более сухую северную и более влажную южную. Ср. в Кабардинке выпадает 600 мм осадков в года, а в Архипо-Осиповке - 1000.
   Jane- ‘человек порождающий, воспроизводящийся’: река Жане (Жене) в г. Геленджике. Ср. др.-инд. jana- ‘человек порождающий, воспроизводящийся; живое создание, раса, люди; рождение’ [Monier-Williams, 1964].
   Mandrya- ‘ гора, использованная богами для пахтанья космического океана’: г. Мандрия в г. Геленджике. Ср. др.-инд. mandaara- ‘гора, использованная богами для пахтанья космического океана’ [Monier-Williams, 1964]. В «Махабхарате» гора Мандара – главная вершина горной страны Меру с вершинами до самого неба [3].
   Kuago ‘земля Змея’: река Куаго в г. Геленджике. Ср. др.-инд. ku- ‘земля; число «один»’, agha- ‘зло, змея’ [Monier-Williams, 1964]. В долине этой реки находится каменная скульптура головы змея [4].
   I(n)do-kopas ‘мыс индов’: мыс, гора И(н)докопас в Геленджике. Античные авторы знали два варианта названия племени синдов – Sindoi и Indoi. Второй вариант иранский hind- с утратой античными греками густого придыхания [1, С. 18]. Ср. др.-инд. Kapa- ‘череп; холм, бугор’, лит. kapas ‘холм’, др.-слав. kopьcь ‘холм, бугор’[1, С. 246]. Добавим еще англ. cape ‘мыс’ и русское «копчик» ‘конечная часть позвоночника’ от kopьcь. Череп тоже конечная (верхняя, передняя) часть тела, а мыс конечная часть земли.
   Su-gav-kopas ‘мыс тучного стада’: мыс Чуговкопас в Геленджике. Ср. др.-инд. su- ‘добро, хорошо, прекрасно’ [1, С. 278], gava- ‘стадо крупного рогатого скота’ [2] и kopas см. выше.
   S'ak- 'особое легендарное племя людей с белой кожей, созданное священной коровой мудреца Васиштхи для уничтожения войска его противника Вишвамитры' (позднее их потомков связывали с индоскифами под именем саки): гора Шек/Шах возле устья р. Пшады в Геленджике. Ср. др.-инд. s'aka 'особое легендарное племя людей с белой кожей, созданное священной коровой мудреца Васиштхи для уничтожения войска его противника Вишвамитры' [2]. Саки - город в Западном Крыму.
   Asmas'ak- 'я есть шак/сак': река Азмашах в Молокановой щели возле мыса И(н)докопас в Геленджике. Ср. др.-инд. asmi- 'я есть', s'aka 'особое легендарное племя людей с белой кожей, созданное священной коровой мудреца Васиштхи для уничтожения войска его противника Вишвамитры' [2].
   Goavga ‘приходящий на защиту коров’: мыс Гуавга в п. Новомихайловский Туапсинского района. Ср. др.-инд. go- / gau- ‘корова / бык’, ava- ‘защищать’ и gaa- ‘приходить’ [2]. Одним из великих подвигов Индры было возвращение коров, похищенных у богов демонским племенем паниев, которое обитало в неведомых землях за пределами мира богов и асуров [3].
   Agrya ‘передний’: мыс Агрия в п. Ольгинка Туапсинского района. Ср. др.-инд. agrya- ‘передний, передовой, выдающийся’ [2].
   Многие топонимы территории около устьев рек Днепра, Южного Буга, Крыма, Азовского побережья и Северо-Западного Кавказа, связанные с именем богини Кали, сохранились со времени проживания здесь древних индоариев: kala-mita, kala-ras, kali-era, kali-stana, kali-tira, kali-vardi, kachi-kalian, kalos limen. Интересно, что около села Календо в Байдарской долине Крыма, находится дольменный могильник [1, С. 244-246], которых в Крыму очень мало, а Геленджикский район известен как центр дольменостроения на Кавказе [4]. Рядом с г. Геленджиком на р. Жане находится одна из самых древних и уникальных дольменных групп Кавказа [5].
   Кавказские дольмены чаще всего выглядят как домики, составленные из четырех цельных вертикально поставленных каменных плит и накрытых тоже цельной плитой-крышей. В фасадной плите проделано отверстие чаще округлой формы, которое закрывалось каменной пробкой-втулкой. Это древнее ритуальное сооружение посвящалось (индо)арийской богине смерти-возрождения Кали [4].
   Название Ялты на средневековых итальянских картах: Calitera-Callitera-Callitra-Callitta происходит от др.-инд. kali-tira ‘черный берег’ или ‘берег Кали’ [1, С. 245]. Последнее звучит логичнее, потому что берег в Ялте никак не черный.
   Генуэзская фактория в Геленджикской бухте называлось Maurolaco, что в переводе на русский язык означает ‘темная(черная) бухта’. Но берега и сама бухта здесь тоже никак не черные. На древних итальянских морских картах она называлась Calolimena [6]. Поэтому и здесь ‘черный’, как в случае с Ялтой, являлся синонимом богини Кали. Calolimena – бухта Кали. Кроме того бухты Kalos limen и Calolimena находятся на западе Крыма и Кавказа соответственно. На западе Крыма течет река Черная, поэтому не удивляет, что и море к западу от Кавказа и Крыма тоже Черное. Запад сторона смерти во многих религиях. В древности и Черное море было названо в честь богини Кали.
   Тогда возможно образование слова, подобного крымскому Календо (прилагательное от Кали). Геленджикская бухта в окружении Маркотхского хребта и двух его отрогов в плане выглядит как фасадная плита дольмена с отверстием-лазом. Бухта на этом плане соответствует отверстию. Окончанием могло бы быть jige ‘ход’, ‘ходьба’ от др.-инд. jigati / jigeti ‘идти’. Например, такое слово встречается в крымском топониме Чигенитра-богаз, где др.-инд. jige-nitra- ‘пеший проход’ [1,С. 242]. Отверстие это лаз, ход в дольмен, место перехода от жизни к смерти и обратно в царство Кали – богини смерти-возрождения. Поэтому Calolimena могло бы звучать еще как Календ-чиг – Календ-чик ‘Калин проход (лаз)’! См. также дерево Калино – Калина. Прилагательное среднего рода от названия славянской и (индо)арийской богини Кали [4].
   Турки появились здесь после генуэзцев и заменили это название на близкое им Геленджик.
   Богиня Кали первая ипостась Великой Богини-матери (санскр. Mahadevi), а вторая - Тара. Отсюда произошло слово "в-тарая" (мать). Тогда tarata- / tarita- ‘поклонники Тары-покровительницы’: античное племя торетов на Кавказском берегу в районе Геленджика-Новороссийска. Ср. др.-инд. tara- ‘богиня Тара: богиня-поводырь и защитник-берегиня, спаситель’ и суффикс -t- [1, С.282]. Ср. maita- 'дети матери, материнские': меоты, жители берега Азовского моря. Производное с суффиксом -ta- от имени 'матери' ср. др.-инд. maya [1, C. 253]. Они поклонялись богине-матери. Как и тавры, которые поклонялись богине Деве. Ср. др.-инд. devi- 'богиня-мать' [2]. Конкретнее, из-за похожести наименования тавров и торетов - обоим народам покровительствовала богиня-мать Тара. Тореты относятся к меотам. Значит и меоты поклонялись тоже Таре.
   Дополнительным аргументом о поклонении богине Таре на северо-восточном побережье Черного моря является тартар, находящийся под царством Аида древних греков (Тамань). На земле таритов дольмены - погребальные сооружения. Таровитый - щедрый. Торить - наставлять, внушать; прокладывать путь. Тор - проложенная дорога, оживленное место. Тарас - устой моста. Торг - площадь, рынок. Это от ипостаси богини-поводыря. Но тарас еще и передвижная наступательная башня. Наступать - таранить. Это от ипостаси богини-берегини. Не зря говорится: лучшая защита это нападение и береженого бог бережет. С упадком культа появились слова с негативным оттенком. Тараторить - болтать. Таруса - вздор. Тараруса - болтун.
   Гаплогруппа индоариев и славян одна и та же - арийская R1a (см. сайт: Родство.рф). Языки индоариев и славян даже сейчас ближе всех из индоевропейской семьи народов. После ухода индоариев в Индию, славяне расселились отсюда по своим современным местам. Сербы жили на Северном Кавказе еще во втором веке, анты в IV в. Слова "таруса" и тараруса" могли породить слово "русы". Самое первое упоминание о русах было в 6-м веке на Тамани.


          Библиография
   1. Трубачев О.Н. 1999: INDOARICA в Северном Причерноморье. М.: Наука.
   2. Monier-Williams M. 1964: A Sanskrit-English Dictionary. Oxford http://www.srimadbhagavatam.org/downloads/SanskritDictionary.html
   3. Индийская мифология. http://world-of-legends.su/indian/indian_mith/id1032
   4. Косолапов В. В. 2014: Мегалитический культ. // V Кубанские Исторические чтения. / Н.П. Курусканова, Б.В. Улезко (ред.). К., 104- 117.
   5. Сайт В. Трифонова: http://dolmens.spb.ru
   6. Paulys Realencyclop?die der classischen Altertumswissenschaft, Band III.1, (1897), Sp. 114. http://de.wikisource.org/wiki/RE:Bata_2

2. Черноморское побережье Кубани на карте Арриана
(VI Кубанские исторические чтения, г. Краснодар, 2015
В.В. Косолапов

    По описаниям Арриана (II в. н. э.) [1] и Анонима (Псевдо-Арриана) (V в. н. э.) [2] Кавказского побережья Черного моря попытаемся сопоставить раннесредневековые географические названия с современными. Ниже будут приводиться отрывки из Псевдо-Арриана с последующим комментарием к ним, так как там повторяется информация Арриана и приводятся дополнительные сведения.
    54 (13) 45. Исполняя это, я изложу остальное так. Если отправиться из Диоскуриады-Севастополя, первая стоянка может быть в Питиунте; от Севастополя, где стоянка кораблям, 350 стадиев, 46 2/3 мили.
    Для расшифровки очень важна величина стадия. Эмпирически можно сопоставить 6 стадиям 1 километр. Возможны отклонения до 10%. Сухум – Пицунда, 60 км. Римская крепость Питиунт.
   56 (15) 48. От Питиунта до области Стеннитики (некогда называвшейся Триглитом) 150 стадиев, 20 миль; в ней прежде жил скифский народ, о котором упоминает историк Геродот: он говорит, что они едят вшей; и в самом деле, та же самая молва про них идет еще и в настоящее время.
    Нитика Арриана, ср. др.-инд. nitya- ‘внутренний, собственный’; sthaana ‘место’ [3]. Гагра, 25 км. Римская крепость Трахея.
    От Стеннитики до реки Абаска 90 стадиев, 12 миль.
    Название напоминает этноним абазги (современные абхазы). Река Псоу, 21 км. Дистанция до этой и следующей реки – Брухонта в сумме составляет 210 стадиев или 35 км и соответствует современному расстоянию. Но при разбивке этой суммы допущена ошибка.
    От реки Абаска до реки Брухонта (ныне называемого Мизигом) 120 стадиев, 16 миль.
    Боргис Арриана. Ср. лат. burgus ‘крепость’; brocchus (br?chus, broncus, bronchus) ‘выдающийся вперёд, выступающий вперёд, торчащий наружу, оскаленный (о зубах)’. Гидроним Мзымта напоминает Мизиг, 12 км. В Имеретинской низменности античное городище.
    От Брухонта до реки Несиса, в котором имеешь и Гераклейский мыс (называемый Никситом), 60 стадиев, 8 миль.
    Ср. лат. nisus ‘стремительное движение’; др.-инд. nes- ‘постоянно в движении’ [4]; рус. ‘нестись’. Река Хоста – одна из самых быстрых рек побережья. Ср. др.-инд. ni-kshiti ‘низкая земля’ – никсит [4]. Мыс Видный, 10 км. Выше по реке руины крепости.
    От реки Несиса до реки Масетика 90 стадиев, 12 миль.
    Масаитика Арриана. Ср. др.-инд. mocita ‘вырвавшаяся на свободу, готовая ударить’ [4]; др.-греч. ????????? ‘воинственный, боевой’.
    Река Мамайка, 18 км. В ее устье на правом берегу сохранились развалины римской каменной крепости Мохора. Ср. др.-греч., лат. machaera ‘короткий меч’.
    От реки Масетика до реки Ахеунта (которая доступна для судов) 60 стадиев, 8 миль. Эта река Ахеунт (называется Басий и) отделяет зихов от санихов.
    Река Шахе, 25 км. Отклонение в 15 км! Но после р. Сочи только она могла быть доступной для судов, так как является второй по длине на побережье Краснодарского края после р. Мзымты. Около аула Б. Кичмай на р. Шахе [по-турецки Субаши (Басий)] священная роща Ахинтам, посвященная богу животноводства убыхов Ахину [5].
    58 (17) 51. От реки Ахеунта до Гераклейского мыса (ныне называется Пустынным) 150 стадиев, 20 миль (От Гераклейского мыса до мыса, на котором и теперь находится укрепление, называемое Бага, 10 стадиев, 1 1/3 мили).
    Мыс в устье р. Псезуапсе, 15 км. Отклонение в 10 км, частично компенсирующее отклонение в предыдущем пункте. В 6 км к востоку от этого мыса римская крепость Бага (ср. др.-инд. bhaaga ‘удача, счастье’ [4]) на р. Годлик [6].
    От этого мыса до мыса, у которого есть защита от ветра Фраския и Борея (где ныне находится так называемая Левая), 80 стадиев, 10 2/3 мили.
    Мыс под защитой от С-З и С-В ветров это мыс Кодош возле устья рр. Паук в г. Туапсе. 10 стадиев + 80 стадиев будет 90 (15 км). У Арриана 180 стадиев (30 км). Это расстояние по современным картам составляет также 30 км. В черте г. Туапсе располагаются устья двух рек – Паук и Туапсе. Река Туапсе имеет широкое русло, доступное всем ветрам. Поэтому пристань для судов удобнее было устроить возле устья р. Паук – левой, если смотреть с рейда.
    От Левой до так называемой Старой Лазики [в которой находится так называемая ныне Никопсис, близ которой река, ныне называемая Псахапсис] 120 стадиев, 16 миль.
    В устье р. Нечепсухо нынче п. Новомихайловский, а в раннесредневековое время здесь было селение Никопсис с византийским епископством зихов [7], 24 км. На его территории сохранились руины крепости и храма. Река Нечепсухо берет свое начало с г. Почепсуха. Название Нечепсухо напоминает Никопсис, а Почепсуха – Псахапсис. У Арриана Никопсис и Псахапсис здесь не упоминались.
    От старой Лазики до Старой Ахеи (в которой и река, ныне называемая Топсида) 150 стадиев, 20 миль.
    Село Архипо-Осиповка, 27 км. Оно лежит в устье двух рек – между Вуланом и Тешебсом. На краю села несколько лет назад были найдены руины римской сторожевой башни. Невдалеке обнаружены еще развалины одной римской башни [8]. Туапсе – адыг. ТIуапсы ‘две реки, двуречье’ [3]. Греки заимствовали это слово, добавили суффикс местности -да (см. Таврида, Колхида, Меотида) и получили ‘топсиду’. У Арриана р. Топсида здесь не упоминалась. Такие ‘топсиды’ поблизости известны еще две. Гора и мыс Дооб в г. Геленджике от др.-инд. do-ab- ‘двуречье’ [3], и город Туапсе (между двух рек). Позднее так стала называться и река – Туапсе.
    60 (19) 56. От старой Ахеи до гавани Пагры (ныне называемой гаванью Гептала) 350 стадиев, 46 2/3 мили.
    Геленджикская бухта, 52 км. Римская крепость (предположительно на территории Железобетонного завода).
    62 (21) 58. От гавани Гептала до гавани Святой (ныне называемой гаванью Гиерия или Никаксин) 180 стадиев, 24 мили.
    Новороссийская бухта, 25 км. Античное городище.
    От Святой гавани, или Никаксин до Синдики [или Синдской гавани, ныне называемой Эвдусией] 290 стадиев, 40 миль.
    У Арриана 300 стадиев. Анапа, 55 км. Античное городище.
    Топонимы и гидронимы Черноморского побережья Краснодарского края по Периплам Арриана и Псевдо-Арриана расшифрованы. Отклонение величины стадия превысило 10% в наших расчетах расстояний между топонимами побережья только в трех случаях – Масетика-Ахеунт (+15 км), Ахеунт-Пустынный мыс (-10 км) и Старая Ахея-Пагры (-7 км). При алгебраическом сложении эти отклонения компенсировали друг друга и на общую дистанцию Перипла (объезда) Восточного побережья Черного моря это не повлияло.
    С конца I в. Рим всё больше видит в Боспоре важный форпост на северо-востоке, способный сдерживать натиск варваров. При Рескупориде II (68-93 гг.) и Савромате I (93-123 гг.) строятся оборонительные сооружения, укрепляются границы, усиливается армия и флот. Флавий Арриан в 131-137 гг. управлял Каппадокией, куда входила и Колхида [9]. Границы последней простирались до Боспорского царства. Возможно западной границей Колхиды была крепость Пагры. Арриан проинспектировал боеготовность римского лимеса (пограничного рубежа) и Боспора. Он привел очень краткие сведения о своем пути (134 г.), потому что детали представляли секретную информацию. Псевдо-Арриан привел эти подробности спустя 3 века, когда с них был снят гриф секретности.
   
          Источники.
    1. Арриан "Объезд Эвксинского Понта" http://ancientrome.ru/antlitr/arrian/peripl-f.htm
    2. Петр Золин. Философия Скифии в авторитетных источниках. http://www.proza.ru/2009/06/11/273
    3. Трубачев О.Н. 1999: INDOARICA в Северном Причерноморье. М.: Наука.
    4. Monier-Williams M. 1964: A Sanskrit-English Dictionary. Oxford
    http://www.srimadbhagavatam.org/downloads/SanskritDictionary.html 5. Введение в топонимику Черноморского побережья Кавказа. http://www.rukurort.ru/for_turist/article/278/
    6. Крепость Багу. http://www.privetsochi.ru/blog/history/24872.html
    7. Сударев Н.И. «Город Русия». Истоки русской государственности и христианства. http://www.archae.ru/helpful-information/helpfull-information_176.html
    8. А.В. Григорьев. Римская башня в Архипо-Осиповке? www.seaholiday.ru
    9. Боспорское царство. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE%F1%EF%EE%F0%F1%EA%EE%E5_%F6%E0%F0%F1%F2%E2%EE
   
    Косолапов В.В., г. Геленджик

               Косолапов В.В., 2016г.


  НАВЕРХ

Rambler's Top100
Яндекс цитирования
Находится в каталоге Апорт

            Главная | Частный сектор | Геленджик | Дольмены | Экскурсии | Походы | Фотогалерея