Главная  Частный сектор  Геленджик  Дольмены  Экскурсии  Походы  Фотогалерея 
   Природа  Топонимы  Язык

Русский язык и этимология слов

Очень древние русские боги. Реконструкция
Косолапов В.В., краевед, член РОИИ, член РГО, г. Геленджик
VII Твердовские чтения. Краснодар. 2015г.

   Мегалитические гробницы распространены в Западной Европе, на Западном Кавказе и в ряде других мест Земли. Западноевропейские ученые пришли к выводу о том, что строители мегалитических гробниц поклонялись богине-матери смерти-возрождения и предкам.
   "…с началом земледелия радикально изменилась концепция человеческой участи: она оказалась такой же хрупкой и эфемерной, как жизнь растений. Но, с другой стороны, человек как бы разделил с растениями их циклическую судьбу: рождение, жизнь, смерть, новое рождение. Умершие возвращаются в лоно Матери-Земли с надеждой разделить судьбу посеянных семян: к тому же они мистически ассоциируются с каменными блоками погребальной камеры и, следовательно, становятся столь же сильными и неразрушимыми, как камни. Мегалитический культ мертвых, вероятно, опирался не только на веру в то, что душа остается жить после смерти, но и, главное, на уверенность в могуществе предков и надежду на их защиту и помощь.
    Монументы служат местопребыванием душ мертвых, когда они возвращаются навестить свою деревню. Но монументами пользуются и живые: место, где стоит мегалит, является одновременно и особой культовой площадкой (для церемониальных танцев, жертвоприношений и т. д.), и центром общественных действий" [1, §37].
   "Помимо различных церемоний (процессий, танцев и т. д.), мегалитический культ мертвых включал также подношение им пищи и напитков, жертвоприношения, совершаемые вблизи монументов, и ритуальные трапезы над могилами" [1, §34].
   "Мегалитический склеп можно сравнить скорее с церковью, чем с замком, а его обитателей – с кельтскими святыми, а не с норманнскими баронами" [2].
   Уже в верхнем палеолите на территории Евразии встречаются фигурки богини-матери в виде обнаженной дородной женщины с “пышными” формами живота, бёдер, ягодиц и груди, часто без ног, рук и головы. Голова, если изображалась, то без прорисовки лица. Позднее модифицированное изображение богини смерти-возрождения (совиноглазая богиня) появилось на различных памятниках неолита Анатолии, Западной Европы, Балкан и Кавказа. Его там можно увидеть на поверхности каменных стел, менгиров, каменных гробниц, глиняных сосудов, очажных подставок, костей животных, человека и т. д. [3]
   Типичная мегалитическая гробница Западного Кавказа и Западной Европы, нередко погруженная в холм (курган) до крыши или целиком, была выполнена в форме лона богини-матери, где холм играл роль ее живота, а входной коридор или портал – преддверия перед ее лоном. …Дольмены Кавказа были алтарями, перед которыми проводились обряды поклонения культу богини-матери смерти-возрождения [3].
   Масштабы территории от Анатолии и Кавказа до Атлантического побережья Европы, на которой поклонялись богине-матери, огромны, поэтому можно сделать предположение, что ее имя сохранилось в названиях богов и этносов, мифах и языках современных народов.
   Название города Геленджика, на территории которого располагаются наиболее значимые дольмены Западного Кавказа, в переводе с турецкого языка означает маленькая / молодая невестка. В то же время, "реконструируемый Калин или Келин — древнетюркское, прототюркское женское божество, "курирующее дела" женщин, невест, рожениц и новорожденных, а также домашнего очага, своеобразная параллель другого божества подобного "профиля" — тенгрианской богини Умай" [4].
   В I тыс. до н. э. жители Северо-Восточного Причерноморья: тавры, меоты, синды и керкеты-тореты говорили на одной из ранних форм индоарийского языка. [5, С. 282-283]. Тавры жители Тавриды (Крым), синды – Синдики (территории от г. Анапы до г. Новороссийска). Ср. др.-инд. sindhu- ‘река, поток, море; река Синд, Инд’. Общее название всех индоариев, живших вокруг Меотиды, меоты ? по др.-инд. mai-at-, mai-it-‘материнские’. В античное время на территории Геленджика находилось селение Торик, где жили тореты. Этот этноним произошел от др-инд. tarata / tarita ‘береговые’, а Торик от tarika ‘лодочник, паромщик’.
   Многие топонимы территории Крыма, Азовского побережья и Северо-Западного Кавказа, сохранившиеся со времени проживания здесь древних индоариев, связаны с именем богини Кали: kala-mita, kala-ras, kali-era, kali-stana, kali-tira, kali-vardi, kachi-kalian, kalos limen. Интересно, что около села Календо в Байдарской долине Крыма, находится дольменный могильник [5, С. 244-246], которых в Крыму очень мало, а Геленджикский район известен как центр дольменостроения на Кавказе [3].
   Кали, одно из имён почитаемой в индуизме "великой богини" (Махадеви), олицетворения созидательных и разрушительных сил природы, жены бога Шивы и его женской ипостаси. Почитается как в образе благожелательной к людям богини, так и в грозном, устрашающем образе. Культ Кали особенно распространён в Восточной Индии [6].
   Название Ялты на средневековых итальянских картах: Calitera-Callitera-Callitra-Callitta происходит от др.-инд. kali-tira ‘черный берег’ или ‘берег Кали’ [5, С. 245]. Последнее звучит логичнее, потому что берег в Ялте никак не черный.
   Генуэзская фактория в Геленджикской бухте называлась Maurolaco, что в переводе на русский язык означает ‘черное озеро (бухта)’. Но берега и сама бухта здесь тоже никак не черные. На древних итальянских морских картах она называлась Calolimena [7]. Поэтому и здесь ‘черный’, как в случае с Ялтой, являлся синонимом богини Кали. Calolimena – бухта Кали.
   Геленджикская бухта в окружении Маркотхского хребта и двух его отрогов в плане выглядит как отверстие, лаз дольменной фасадной плиты. Рядом с г. Геленджиком на р. Жане находится одна из самых древних и уникальных дольменных групп Кавказа [8]. Тогда возможно образование слова, подобного крымскому Календо (прилагательное от Кали). Окончанием могло бы быть jige ‘ход’, ‘ходьба’ от др.-инд. jigati / jigeti ‘идти’. Например, такое слово встречается в крымском топониме Чигенитра-богаз, где др.-инд. jige-nitra- ‘пеший проход’ [5,С. 242]. Отверстие это лаз, ход в дольмен, место перехода от жизни к смерти и обратно в царство Кали – богини смерти-возрождения. Поэтому Calolimena могло бы звучать еще как Календ-чиг / Календчик – ‘Калин проход (лаз)’!
   Jana ‘человек порождающий, воспроизводящийся’: река Жане (Жене) в г. Геленджике. Ср. др.-инд. jana- ‘человек порождающий, воспроизводящийся; живое создание, раса, люди; рождение’ [9]. Название реки подчеркивает назначение дольменов, связанное с возрождением. Совпадением является также выбор гражданами, живущими по соседству с рекой Жане, нового названия своего села в 70-годы прошлого века – Возрождение.
   Турки появились здесь после генуэзцев и заменили это название на близкое им Геленджик.
   С калиной связан свадебный русский обряд, который в старину называли "калинку ломать". На стол молодым ставили мясной окорок и штоф вина, заткнутый пучком калины с алой лентой. Затем молодых поднимали и шло угощение, обходя родителей невесты, родственников и гостей. Возвратившись, дружка-распорядитель резал окорок и, расщипав калину, разносил вино, угощая сидящих за столом. Вино "из-под калины" пробовали все, прося молодых заглушить его горечь сладким поцелуем. Отсюда пошло знаменитое русское "Горько"!
   Калина в свадебных обрядах славян служила символом чистоты невесты. Если в первую брачную ночь девушка оказалась "честной", под крышей дома вешали ветки калины, а свадебный стол "второго дня" украшали калиновыми букетами. Подружки, выводя молодую женщину из спальни, пели свадебную песню о калине, что "чиста, как белый снег" [9]. Здесь прослеживается народная память об очень древнем женском божестве Кали, связанном с воспроизводством человеческого рода и увековеченном в названии дерева калина (Калино дерево). О второй ипостаси богини – смерти, помнит Калинов мост (мост Кали) из русской сказки, который надо было преодолеть, чтобы попасть из царства живых в царство мертвых. Но встреча на Калиновом мосту еще означала найти любовь – предтечу новой семьи и воспроизводства (возрождения) человеческого рода [10].
   В сказке А.Н. Афанасьева «Буря-богатырь Иван коровий сын» Калинов мост находится возле Черного моря, где Иван-царевич сватается к дочери индейского короля [11]. Ниже мы увидим, что это не случайное совпадение.
   Корова – священное животное в культе поклонения богине Кали. Главного героя битв со злом на Калиновом мосту звали Иван Быкович или Иван коровий сын. Действие происходило на берегу Черного моря, где Калинов мост отделял царство живых от царства мертвых. О пребывании индоариев сохраняют память топонимы Анапы – Ud-rishi- ‘главный мудрец’: мыс Утриш, Геленджика – И(н)докопас – мыс индов, Чуговкопас – мыс тучного стада, а в Туапсе мыс Гуавга – приходящий на защиту коров (Индра). Демонское племя паниев угнало похищенных у богов коров в далекую страну за рекою Раса [12].
   У греков вход в подземное царство мертвых Аид [13] находился на Тамани, которая в античные времена была островом. Южнее за проливом находились дольменные поля Северо-Западного Кавказа – царство мертвых, попасть куда можно было только по Калиновому мосту. Др.-инд. krva-saita- ‘коровий мост’, др.-греч. bosporos ‘коровья переправа, мост’ [5, С.250] стало синонимом пролива у древних греков.
   В этих же местах главный герой сватался к индейской принцессе – в Синдике (Анапа). Синды (иран. инды) это индоарийский народ, позднее ушедший в Индию [5]. Синды, меоты, керкеты-тореты и др. строили свои святилища-дольмены в горах Северо-Западного Кавказа. Горы – давали естественную защиту. Запад был тоже выбран не случайно – это и заход солнца и сторона заката жизни. Другие мегалитические центры находились на западе Европы и западе Азии. Позднее, Иерусалим по той же традиции также возник на западном берегу Азии (Ближний Восток).
   По версии Сафронова В.А. прародина индоевропейцев могла быть в Циркумпонтийской области [14], где они проживали совместно с другими народами. "Северный Кавказ заселялся индоевропейцами в несколько этапов. Со второй половины III-до середины II тыс. до н.э. история Северного Кавказа оказывалась несколько раз напрямую связанной с древней историей Европы. Выделяется три этапа миграций населения Центральной Европы, сформировавшего этнокультурное пространство центрального Северного Кавказа в бронзовом веке. … 2 этап влияния на Северный Кавказ этнокультурных процессов в Центральной / Восточной Европе выразился в появлении комплекса гробниц у ст. Новосвободной. В этот период на Северном Кавказе появились также и индоарии" [15].
   Результатом совместного проживания индоевропейцев в Северо-Восточном Причерноморье явилось поклонение единому пантеону богов. В дальнейшем после их ухода из данного региона эти теонимы и их функции диверсифицировались.
   Cailleach (ирл. [kalex], шотл. [kalex]) кельтская богиня-мать — творец мира, богиня неба и, возможно, божество предков человечества [16]. В германо-скандинавской мифологии Хель (др.-сканд. Hel) —повелительница подземного мира мёртвых Хельхейма [17], а Халл – Вальхаллы, также Вальгаллы (др.-исл. Valhoell, прагерм. Walhall) – небесного рая для павших героев [18]. Ср. также англ. hell – ад, нем. Hoelle – ад.
   Часто в древности после смены религии прежних богов делали врагами людей. В греческой мифологии, Gello, также Gyllou, Gylou – женский демон или привидение, которое угрожает репродуктивному циклу, вызывая бесплодие, непосредственный аборт и детскую смертность. Этот образ – полная противоположность хтонической богине-матери плодородия, порождающей всё живое и принимающей в себя умерших. Кроме того, в раннем Христианстве, программа изгнания нечистой силы предваряла крещение, как, своего рода, очистку от «первородного греха» зачатия. В Христианстве женщина признана нечистой и поэтому родившийся младенец уязвим для Гелло. Крещение и крест или образ Христа у кроватки ребенка были защитой от Гелло [19].
   Еще один пример «сбрасывания с пьедестала» прежних богов, в данном случае Кали, – продемонстрирован в английском языке. Golly, амер. |????li|, брит. |???li| – эвфемизм слова ‘бог’; междометие: чёрт возьми!; ну и ну! by golly?—?ей-богу, право! [20]
   У народов Кавказа, живущих возле дольменов, воспоминания о богине-матери сохранились в именах мужских богов плодородия. Это осетинский Галагон – бог ветра, дождя, плодородия и Тхагаледж — бог плодородия адыгов [21]. В русских былинах также произошла замена богини Кали на эпического Калин-царя (Галин) [22]. У кабардинцев в названии насекомого божья коровка ‘тхьэгъэлэдж’ сохранилось воспоминание о его первоначальном женском начале [23, С. 115] и тотеме. Тхьэ-Тха это бог.
   Все приведенные выше примеры богинь: Гелин-Келин-Кали-Калэкс-Хель-Халл-Гелло-Гали сохранились в очень далеких друг от друга странах и не у самых близких народов. Совпадения в их названиях говорит об очень широком распространении культа конкретной богини-матери в древности. Из вышеприведенных примеров названий богинь пять вариантов относятся к этносам индоевропейской семьи народов. Шестое название – турецкое ‘гелин’, казахское ‘келин’, относится в тюркской подгруппе алтайской языковой семьи. Интересно, что название богини Кали для мужчин звучит как ‘калима’. Возможно, что это название пришло к тюркам от индусов. Корень кавказских богов плодородия также имеет похожие согласные звуки.
   От сочетания согласных этого корня [к-гласный-л], а также близких [г-гласный-л] и [х-гласный-л] индоевропейцами, в частности, было образовано много слов, связанных с темами, близкими по значению к областям подвластным древней богине-матери. Ниже будут приведены примеры слов из некоторых индоевропейских языков по темам: рождение, смерть, уход за детьми, пища, брачные процедуры, части тела и их функции, небесная символика цикла рождение-смерть-возрождение, реализация культа богини-матери и этнонимы.
   Символом богини-матери с палеолита, как и символом женщин вообще, был треугольник с углом вниз. Отсюда в русском языке произошло слово ‘угол’ - как ‘у гол (и)’. Если треугольник углом вверх, то это уже мужской символ. Этот ‘угол в’ треугольнике определяющий, гла-в-ный или глав-а. Отсюда поговорка: ‘во главе угла’. Главная у человека глава-голова. Глаз является ‘угловым’ органом зрения, глас-голос создается ‘угловым’ органом речи – ртом. При закрытом рте не говорят.
   Кол – полумесяц, коло – полная луна. Коло – круг рода. Коловрат – круг ворот, цикл рождения-смерти-возрождения – символ богини-матери. Также лат. halos от др.-гр. ???? – диск солнца или луны, круг света вокруг солнца или луны [24]. Отсюда англ. halo – ореол, нимб. Английские слова: hallo – ‘привет, звать, здороваться’ – появление светила; hallow – святой, имеющий ореол, нимб, свет. Ср. рус. ‘святой’ происходит от праслав. sv?tъ [25]. Hallowe’en – канун дня всех святых. Это праздник осеннего урожая и умирания природы.
   Сколотные дети — в Поморье XIX — начала XX века дети, рождённые добрачно [26]. Возможно, это народная память о матриархальной семье в эпоху богини-матери. Колинка – первотелок у коровы. Каленка – телка двухлетка. Calf – теленок по-английски.
   Колоть – лишать жизни. Колеть – умирать. Завершение одного кола (круга жизни). По такому же принципу получено слово ‘лунуть’ - умереть и ‘луна’ - смерть [9]. Коливо (колево) поминальная кутия. Она употреблялась в день зимнего солнцестояния, когда солнце умирало, заканчивался ежегодный солнечный цикл и поминали всех предков. День смерти-возрождения главного светила землян был самым главным праздником в культе поклонения Кали. После заката культа богини Кали неслучайно возник новый культ Санта Клауса (Св. Николая). В истории очень часто можно наблюдать такую преемственность в названиях. Законы такой метаморфозы работают на генетическом уровне! Колено – род, племя, поколение детей богини-матери. Также лат. col?nia, франц. сlique и англ. clan.
   Старый солнечный год заканчивается в день зимнего солнцестояния и начинается новый. День смерти-возрождения нашего светила – причина всех ежегодных циклов смерти-возрождения в окружающей нас природе. Поэтому главный праздник богини смерти-возрождения – Коледа (англ. holiday) – отмечался именно в этот день. Ее священники – колдуны. Кале?нды (лат. Kalendae от др.-греч. ???? – звать) — в древнеримском календаре название первого дня каждого месяца. Кликать – (англ. call) звать друг друга. Всяк кличется по имени [9]. Праздник зимний, когда холодно-голодно (англ. cold) или прохладно (англ. cool).
   Кулич – символ возрождения пекли в середине весны, когда массово рождались дети, зачатые в единый день гуляний – в день летнего солнцестояния (Купалов день). Поколение – возрождение после смерти (коления). Колыбель – место рождения поколения. Голань – повивальная бабка. Белые цветы калины - символ чистоты невесты. Голстинка – девичий головной платок [9].
   Гиль – смута, скопище. Гильдия – сословие, цех. Ключ – волость, вотчина, поместье и родник [9].
   День летнего солнцестояния – Пекло. Голмана – буря, гроза. Холпить – тихо дуть. Халепа – зимняя непогода. Хлябь – бездна с понятием о подвижности жидкой среды. Голомень – открытое море.
   Голова, глаз, голос, скула, глотка, гланды, скелет, колено, голень, локоть, ключица – части тела, данные богиней-матерью. Ср. англ. skull – череп; skeleton – скелет; clavicle – ключица; claw – лапа, клешня, рука; clay – глина, тело, плоть. Из глины во многих мифах был сделан первочеловек. Клюв, клык, клешня, кулак оборонительные части тела.
   Глядеть, глазеть, голосить, гладить, халкать (глотать целиком), глодать, глохнуть, глущить (бродить), хлынить (лениво идти или ехать), хлянуть (хлынуть), хлюпать, голзти, хлуздать (скользить), хлябать, хлямать, холзать (бренчать от неплотной пригонки вещи), глюздить (трусить), хилеть, хлипать (плакать), хлобыстать, хляпать (хлопать), хлыстить, хляскать (хлестать), хлопотать, хлюздить (кривить душой), голый, глупый [9].
   Культ – религиозная система богини-матери. Культура – культ бога Ра. С культом связано английское слово school – школа. Клятва – божба, присяга, заклинанье, проклятие, обет. Поклеп – ложное обвинение. Клон – адепты ее культа, дети. Поклон – последователи ее клона, также и как знак уважения (кланяться). Поклонники – адепты. Кали?ка (кали?ки перехо?жие, кале?ки перехо?жие) — старинное название странников, поющих духовные стихи и былины. Также скальды – скандинавские поэты-певцы. Колп – змей, куляш – водяной, спутники богини-матери [9].
   Клечаный – обреченный церкви. Големый – великий, славный. Калывань – пир, празднество. Калыган – плут, кальпан – нищий. Кл?денец – скопец, холощеный, кладеное животное; большой нож, которым режут (жертвенную) скотину. Кладен?ц – булат, сталь. Клинок. Уклад – устав, порядок. Келях – церковная чаша. Кладовище, кладвище – кладбище. Склеп – внутреннее помещение гробницы.
   Калач, колобок, клецка, калитовка – ‘четырехугольная ватрушка, шаньга’, кулеш – каша-размазня, кулебяка – пища, готовить которую научила богиня-мать. Хлебать – питаться. Калья – род борща. Кулага – соложеное тесто, иногда с калиною. Клечь – хмель в галахе (праздничном пиве), дрожжи. Culinary (англ.) кулинарное искусство от богини Кали. Галить – кормить младенца, тошнить [9].
   Глаголить (галголить) означало говорить, просить, молиться богине Г - гласный - л. Галанить, галдить, голдеть, галдеть – шумно разговаривать, пустословить. Галузать – шалить, дурить. Галушить, глумить, хлусить – шутить. Гульдить – мешать. Галубать – сильно желать, вожделеть. Галивонская речь – говор афеней, коробейников, древних разносчиков. Галиматья – безсмыслица. Галман – грубиян, невежа [9].
   Многие слова после смены культа матери-богини, поменяли смысл. Например, ‘охальничать’ - озорничать, отсюда ‘хахаль, хахальница, хахалить’ любовник, любовница, волочиться [9]; обозначало любовную игру парня и девушки во время ежегодных ‘гуляний’ (англ. gala – празднество) в летний солнцеворот, потому что тогда не было парного брака. Гуляние, гульба – празднование в древности летом дня всеобщего зачатия. Сравни, гулящая женщина, корова обгулялась. Праздник проводился раз в год, чтобы все дети рождались в середине весны, когда матери могли в течение ближайшего полугодия иметь достаточно пищи для обеспечения ребенка грудным молоком.
   От этого же корня произошли слова ‘хуалить’ / ‘хвалить’ - честить, звать по отчеству, хвала богу. Аллилу?йя, англ. halleluiah (от ивр. ????????, в транскрипции — «халелу-Йа’х») —буквальный перевод— хвалите Йах(ве) [27]. ‘Хулить’ - обзывать плохим. Хулить бога – кощунствовать. ‘Холить’ - держать в чистоте, баловать уходом [9]. Отсюда – холуй, холоп (слуга). Холостой - не избалованный холеньем мужчина. Помоги холостому Боже, а женатому хозяйка поможет! Gelding (англ.) – холощение. Халда – нахал. Английские hole – дыра, отверстие, holy – святой, священный и holiday – праздник.
   Халупа, колиба – шатер, палатка (греч.), кильдим – развратный дом, hall (англ.) – здание, помещение общественного характера, чертог небесный.
   Еще одна поговорка: ‘соль земли’. По-гречески hals – ‘соль’, по-английски halite ‘каменная соль’. Для русского языка довольно часто в родственных словах происходит замена звонкого звука «g» на «з», например, gold – ‘золото’. По-турецки gelin – ‘невестка’, англ. gal – ‘девушка’ и др.-рус. ‘золовка’. Таким образом, глухому звуку «h» будет соответствовать рус. «с». ‘Соль – hals’ произошли от названия богини Г/К/Х-гласный-л.
   Слова ‘земля’ – место рождения и обитания живых и ‘могила’ в земле – для мертвых состоят из одинаковых согласных звуков. Выше мы уже показали закон соответствия звуков «з» и «г». Люди рождаются из земли и в нее уходят после смерти. Они зола (прах) земли. Дряхления тела и превращения его после смерти также в золу. Эти аналогии приводили наших предков к осознанию бренности всего живого на Земле. Все живое развивается циклично. Оно рождается, живет, превращается в золу и в следующем цикле снова возрождается. Каждый такой цикл заканчивается золой – злом. Такой конец цикла они признавали неизбежным. Возможно, с этим связано превращение английского hall в hell – ад, где правит зло. Коломище – погребальный холм, курган.
   Люди – соль (богатство) земли. Культ богини был широко распространен. Поэтому много народов с именем, производным от имени богини-матери К/Г/Х-гласный-л, – голь, галлы, кельты, гелы, галы, гелоны, (х)эллины, галинды, глиняне, галломачи, галичи, халибы, халды, холы, колики, колхи, (х)аланы, галгайцы, галайцы, галашевцы и т. д. [3] Colicae – племя, соседнее с кораксиками на Сев. Кавказе. Ср. др.-инд. kula – ‘толпа, множество; семья, род’, kulika – ‘родственник’, kaula – ‘родовой’ [5, С. 249]. В словах ‘земля-гемля’ и ‘могила’ заключены звуки «г» и «л». Ср. также голл. Holland – ‘земля холов’.
   Земля - символ циклического рождения и смерти человечества и природы, олицетворяющая совокупность рожениц всего живого мира, сосредоточенную в богине-матери К/Г/Х-гласный-л. С-кол-оты – все народы-дети богини Кали. Сокол – тотем части этих народов. По нему они назывались – соколовы. Отсюда произошел их этноним: соколовины-склавины-склавены-сакалиба-скловене-словене-славяне.
   "…лунный цикл наблюдали, запоминали и применяли в практических целях примерно за 15 тыс. лет до открытия сельского хозяйства. Это проясняет значительную роль Луны в архаических мифологиях и особенно то, что лунная символика ставилась в ряд, включающий такие разные понятия, как женщина, воды, растительность, змея, плодородие, смерть, возрождение и т. д. " [28] Но Луна в этот период продолжала быть символом не только всех женщин, но также и всех мужчин. Символом мужчин был полумесяц, а животным – бизон, зубр и бык. Они являлись неизменными спутниками богини-матери с палеолита от Европы до Египта и Индии [29]. Дикий бык почитался как воплощение мужской плодовитости [1, §13]. Полумесяцы стали двумя рогами, а полная луна – рожей/ражей. Ражий означало у мужчин – здоровый, сильный, ражая у женщин – красивая [9]. Превосходные качества для будущих родителей! Подобное тянется к подобному. Сильный мужчина выбирал красивую женщину и наоборот. В родительской паре мужской раж был уравновешен женским ражем. Это залог крепких отношений и сильных, здоровых, красивых детей.
   Согласный «Х» (опрокинутый крест) в корне имени богини Х - гласный - л включает в себя два треугольника – женский и мужской, причем женский сверху. Это был символ богини рождения-смерти-возрождения. В букве «ж» вертикальная линия означала соединение двух родителей, в результате чего ‘за-рождаются’ дети. Это символ живота-жизни. Лунный месяц соответствует длительности женских циклов. Молодая луна (правая часть диска) являет собой мужчину в начале каждого лунного цикла. Он вырастает к концу первой четверти и становится ражим мужчиной. Начинает расти левая часть луны – женская и становится к концу второй четверти также ражей женщиной. Символ мировой гармонии мужских и женских энергий инь-янг изображает именно это состояние полной луны. Это один из символов богини-матери К/Г/Х-гласный-л.
   Мужчина начинает отдавать женщине свой раж в течение всей третьей четверти и исчезает совсем. В течение четвертой четверти женщина отдает свой раж дитю – вынашивает и раж-дает (ему) его.
   Полная луна это ражая пара мужчина-женщина и соответствует беременности, старая луна - ее окончание. Слово ‘роженица’ – рожа-ниц-а. Где ‘рожа’ – полная луна, а ‘ниц’ или ‘ника’ соответствует противоположному состоянию луны – серпу старой луны, то есть, разрешению от бремени. Роженица та, которая родила дитё. После этого она порожняя, рожа прошла.
   Рог молодой луны, полумесяц – мужской символ. Бог неба – Сва-рог (свой рог). Первопредок славян Тя-рог / Тя-рох / Тя-рх / Та-рх – отец-рог. Отец у древних славян – тятя.
   Рожно или рожон [9] – заостренная палка, оружие древних людей. Выражение – вооружиться рожном. Сражение - нахождение на поле брани с рожном. Поражение – поражать противника. Отражение – отражать противника. Вражение – плохие отношения с чужими, требующие находиться в рожнах. Вражение – вражда – вражий – враг. От рожна до ружья и вооружения уже недалеко.
   Раж это холодная накопленная потенциальная энергия – полная луна. Это период пассивной первобытной экономики. Раз – жаркая взрывоопасная кинетическая энергия солнца. Она соответствует новой активной экономике неолита и накоплению богатства – продуктов скотоводства и земледелия. Человек стал со-творцом природы. Отражать – отразить. Глаголы несовершенного и совершенного видов. Это осуществлено заменой буквы «ж» на «з». В слове ‘разить’ корень ‘раз’. Солнце Ра ежедневно дарит свои лучи, энергию всему, находящемуся на Земле. Ра-«з» - божественная энергия созидания «з» бога Ра, аналог энергии ци или праны. Разить врага мужской силой, полученной от бога Ра, – задача для ражего мужа. Разить красотой – женской силой, полученной от бога Ра, мужа (мужчину) – задача для ражей девушки, жены. Сила обоих в здоровье. Приставка ‘раз’ означает окончание действия или высшую степень действия [9].
   З-дати – созидать (дать божественную энергию созидания «з»). З-да – божественное здание мира – миро-здание. Везде / въ-зде – в мироздании. По-здо, по-зде – поздно (после создания мира). З-де – здесь, в этом мире. Гной – навоз, перегной – удобрение. Hnojiti по-чешски удобрять. Гне-здо можно перевести, как ‘удобренное здание, сооружение’. Землю тоже перед посадкой семян удобряют.
   В-«з»-дохнуть – вздохнуть (начать жить), И-«з»-дохнуть – умереть. «З»-дарово («з» даром) – здорово, «з»-даровыя («з» подаренные) – здоровые. В английском языке остался вариант слова ‘здоровый’ от богини Кали – hale. «З»- ыбка – колыбель. «З»-ов – призыв по имени [9]. Овый, ов – иной, некий [9] (неопределенный, неназванный). Все люди Земли имеют имя, чтобы определить какого он рода-племени и где обитает. «З»-реть» – смотреть и становиться спелым и взрослым. Глаз – угол (орган) зрения.
   «З»-емля – имение «з» (от глагола емлить), накопленная, запасенная энергия. «З»-в-зда – божественая энергия «з» в (мировом) Зда - звезда. Им также дают имена. Звери, зелия (растения, травы, снадобья), злаки, змеи, зелви (черепахи), заяц, звук, звон, зга, зенит, зной, заря, закат, знания, звания, зола, зло, золовки, зятья и т. д. продолжают перечисление творений Создателя, несущих в себе энергию «з».
   В матриархальной семье все были свои: старшая мать – теща, ее дочери – тетки (титьки), их детки, братья и сыновья тещи – стрыи [3]. Все женщины были ближайшими родственницами по крови (матрилинейность). В патриархальной семье кроме своих были чужие – жены сыновей – золовки (невестки). Все мужчины были родственниками по крови (патрилинейность). Отец и мать мужа становилась своими по крови – свекром и свекровью. Золовка вынашивала и рожала их и своего (общего) прямого кровного родственника – ребенка. Это новые понятия, отсюда и необходимость их нового бога – Сварога.
   Для золовок-невесток сестры мужей были тоже золовки. Противостояние крови по женской линии: своя – чужая было до этого неизвестным феноменом. Совместное проживание своих и чужих в патриархальной семье вызвало гамму негативных чувств, до того неизвестных в гомогенной матриархальной семье. Зять для родственников жены также чужой, что приводило часто к конфликту пары: зять – теща. Прежний гармоничный мир зда-здо сменился на поляризованный зда-зло. Начался закат культа Богини К/Г/Х-гласный-л. Ее символы стали приобретать негативный смысл.
   Приставка ‘без’ обозначает бе-з, то есть то, что без энергии «з». Например, в литовском языке приставка be соответствует русской ‘без’. Бе-да обозначает содеянное ‘без (миро) здания’, без божественного порядка. То, что называется: бес – (без со-творца) попутал.
   З-ад параллельный мир, где з-ло-деи творят з-ло. К этому же миру относятся, как мы видели выше, зола, золото, зять и золовка. Предки славян уже понимали опасность золота, образованного также от сочетания букв зол-.
   Предлог ‘за’ показывает определенность, выраженную пространственной дальностью, временной длительностью, конкретным объектом действия, конкретной причинно-следственной связью и т. д. Данный предлог имеет аналогию с определенными артиклями в германских, романских и других языках. В английском языке он пишется the. Имеется и некоторое сходство в их произношении. Английский определенный артикль имеет сходство со словом theos – бог по-гречески и tha – бог по-адыгейски. Подобный смысл имеют и остальные артикли. ‘За’ произошло от названия божественной энергии созидания «з».
   Новый культ стал называться культура – культ бога Ра. Колдуны, халдеи, волхвы продолжали создавать новые культурные слова. Земная жизнь связана с такими словами: жить, жезл – скипетр, жребий – судьба, жена, жалить (жалеть и колоть), жаловать (любить), желать, желудок, железа, желчь, жила, сухожилие, жир, жадать (хотеть пить), жвакать, жрать, живот, жопа, жечь, жарить, желтый, жидкий, жито, жупа – деревня.
   Богу Ра славян соответствует индоарийский бог Индра/Инд-Ра (Ра индов). Другой теоним бога Раз – Перун. Последнее произошло от Первун (первый – порядковое числительное от числа раз). В отличие от Перуна теоним Раз в списке славянских богов не сохранился. Возможно, это было тайное имя, известное только посвященным. Венец – ореол, светлый ободок вокруг небесного светила Ра. Смертные тоже возлагали на себя венец в особых случаях. Для царя венец – царская корона, для остальных – награда. Пойти под венец – вступить в брак – главное событие в жизни для всех людей. Перворожденного называли в честь Первуна – первенец. Возможно, один из этнонимов славян – венеты, произошел от слова венец.
   Sura ‘связанный с богом’ на др.-инд. [9]. Суразый ‘видный, пригожий, казистый’ [10]. Действующий с Разом. Мы благославляем накануне важного события друг друга словами «С богом!» Суразица ‘толк, успех, порядок в деле и в работе’. Несуразый ‘нескладный, неказистый’ [10]. Разом ‘вместе’. Разнить ‘враждовать, ссориться’ [10] – отход от единства, где суффикс -н- означает отрицание. В др. индийском такой же смысл имеет префикс а-, как например, в слове «асура».
   Mandaara ‘ гора, использованная богами для пахтанья космического океана’: г. Мандрия в г. Геленджике. Ср. др.-инд. mandaara- ‘гора, использованная богами для пахтанья космического океана’ [9]. В «Махабхарате» гора Мандара – главная вершина горной страны Меру с вершинами до самого неба [26].
   Kuagha ‘земля асур’: река Куаго в г. Геленджике. Ср. др.-инд. ku- ‘земля; число «один»’, agha ‘дьявол, асура’ [9]. В ведийский период слово «асура» означало, скорее всего, «обладающий жизненной силой». В ведах (особенно «Ригведе») асурами называют многих богов — Индру, Савитара, Агни, Митру, Варуну, Сурью и других [27]. Возможен также вариант перевода, как Первый асура (асура №1), что означает Индра и объясняет также появление имени славянского Перуна и германского Одина.
   Корова почитается как свяще?нное животное в индуизме, джайнизме, зороастризме, также почиталась ранее в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме. Согласно Ауробиндо, в «Риг-веде» коровы также олицетворяют свет или лучи. Ауробиндо также обращает внимание на то, что Адити (верховная пракрити/сила природы) описывается как корова, а девы и пуруша (Всевышний) как бык. Например, ведийское божество Индра часто сравнивается с быком [28]. В Древнем Египте мужские боги олицетворялись с быками, а женские – с коровами. Тотемным зверем греческого Зевса и славянского Перуна также был бык.
   У древних славян бог скота Велес имел другое имя Волх, возникшее еще у древних охотников, которые приносили жертвы перед охотой богу – хозяину зверей, под которым чаще всего подразумевали главного хищника своих мест – волка [3]. При обожествлении зоонима ‘к’ превратилось в ‘х’.
   Bhagavat.h ‘сияющая корова’: бог. Ср. др.-инд. bhaaH- ‘свет’ и gava – ‘корова, скот’ [9]. При матриархате это соответствовало богине Кали. Позднее при патриархате стало нарицательным именем всех богов. Согласно учению зороастризма, свет также является зримым образом Бога в физическом мире [29].
   От др.-инд. слова bhaaH- ‘свет’ (зримый образ бога) произошло общеславянское слово «бык» ‘тотем и олицетворение света’ (см. выше). Слово «бык» произносится одинаково на всех славянских языках [30]. Бык при матриархате ассоциировался с рогом полумесяца [3]. Отсюда его эпитет «светлый». От тотема богов «бык» возникло украинское слово «бiх», западнославянское «бух», русское и южнославянское «бох». Позже словом «бох» стали называть не только главу славянского пантеона богов – Раза-Перуна, но и всех остальных богов. Здесь также при «обожествлении» произошло преобразование ‘к’ в ‘х’.
   Тотемным животным богини Кали – ‘сияющей коровы’ является божья коровка. В ее кабардинском (адыгском) наименовании ‘тхьэгъэлэдж’ еще узнается богиня Кали. Древнеиндийское название божьей коровки ‘indragopa’ («та, чей пастух Индра») отсылает к мифологическому мотиву возвращения громовержцем похищенных у богов коров. В дальнейшем произошла христианизированная перекодировка: этот тотем у латышей, литовцев, немцев и англичан связали с богоматерью девой Марией
   Древние верили в то, что зачатие происходило по воле бога Ра-Перуна, зависело от его радения. Деятельность Перуна по воспроизводству человеческого рода называлась словом, произошедшим от бога Ра - радить / родить. Так возникла его ипостась бог Род.
   День летнего солнцестояния связан с порой наивысшего могущества бога Раза. Стоит жара - живое Ра. А день зимнего солнцестояния или день умирания старого года и рождения нового года обусловлен фазой мертвого бога Ра и фазой могущества его противника - Мороза. Где мара (санскр. mara, «смерть, разрушение»). Поэтому этимологически 'мороз' означает смерть энергии "з". Это противоположность Раза. Символ богини Мары очень продуктивен. Это богиня Марена славян, Мара Лишанка болгар, Маря — божество у балтов, Мари богиня басков, построившая мегалиты, Марс римлян, Мара буддистов, Мара (призрак, привидение), Марья Моревна — героиня русских народных сказок [30] и даже Дева Мария христиан. Возможно, в названии хребта Маркотх в Геленджике его первая часть также связана с богиней Марой, где Котх означает хребет.
   Обобщая, божественная энергия ‘раз’ дает через здоровье силу для мужчины и красоту для женщины. Отсюда ‘разские’ люди. Они стали поклоняться богу Раз-у, славить бога Раз-а. Став его сотворцами, они провозгласили: Раз-се-я – Раз это я. Позже так стали называть их мир. Себя они стали звать расы / россы. Аналогично, асы поклонялись богу Один-у. Русский народ в будущем разделился на великороссов, малороссов и белороссов. После появления новых патриархальных богов были заменены прежние слова матриархального мира, выражавшие основные составляющие окружающего пространства, на вышеперечисленные слова, производные от божественной энергии Раз.
   Сравнивая все слова с корнем Г / К / Х - гласный - л в словарях русского и других славянских языков, можно заметить, что в русском языке их гораздо больше. То же относится и к другим языкам индоевропейской семьи. Создание древнерусских слов для предметов и действий в окружавшем человека мире с самого его рождения и до смерти произошло в период поклонения богине-матери К / Г / Х-гласный-л. Этот культ достиг своего апогея в эпоху строительства дольменов, которая завершилась три с половиной тысячи лет назад [31, с.282]. Переход от лунных богов во главе с богиней-матерью к солнечным во главе с богом Ра произошел постепенно и мирно. Он сопровождался введением новых слов на «з» и «ж», разрабатываемых по определенным логическим правилам. Это можно было сделать только при сохранении преемственности коллектива разработчиков языка – служителей культа – волхвов.
   То, что все эти слова существуют в русском языке, говорит о том, что русский народ был тесно связан с древними культурами территории, расположенной вокруг Черного моря, где существовал праиндоевропейский культ богини-матери К/Г/Х-гласный-л, замененный позднее на культ бога солнечной энергии Раз. И произошло это на Северо-Западном Кавказе и в Восточном Приазовье.
   Тамань центр древнего проживания меотов. Она находилась на островах в дельте реки Гипанис. Там были плодородные земли и воды реки и моря, богатые рыбой. Например, в античное время Тамань была крупным поставщиком пшеницы и соленой рыбы в Грецию. Кроме того у них была стратегически удобная с военной точки зрения позиция как для обороны, так для нападения ? на стыке суши, гор, рукавов реки и моря. Проживание на Тамани способствовало быстрому росту населения меотов.
   По О.Н. Трубачеву индоарии перемещались с Кубани в середине II тыс. до н. э. в Индию [5, С. 21] и на юг в Переднюю Азию (государство Митанни) [5, С. 71]. В Индию арии принесли традицию строить дольмены. Индийские дольмены датируются 4-2 вв. до н. э. [31, С.294] После ухода ариев с Кавказа дольмены здесь перестали строить. Приазовье и Западный Кавказ всегда находились на перекрестке миграций народов. Под натиском прибывших с востока и юга народов волхвы увели оставшуюся часть ариев на север, где последние позднее разделились на хорватов, сербов, антов, россов и других. Достижения генетиков в последние годы позволяют так предполагать. Они доказали родство мужчин-ариев, вторгшихся в Индию, и половины всего современного мужского населения западных и восточных славян [26]. Волны кочевников с востока: скифов, сарматов, гуннов, булгар, авар, тюрок и т. д. завершили известную расстановку славян к середине I тыс. н. э.
   Первые упоминания о древних руссах на Таманском полуострове мы находим у безымянного сирийского автора VI века. Некоторые современные ученые все больше склоняются к мысли о южном происхождении руссов [32].
   Проанализировав ономастику Северо-Восточного Причерноморья, сказки, обычаи, мифы и словари русского народа, других индоевропейских, тюркских и кавказских народов, можно говорить о существовании у индоариев Крыма, Восточного Приазовья и Северо-Западного Кавказа в древности культа богини Кали. Под влиянием этого культа возникли подобные культы богов с похожими названиями у всех перечисленных народов, проживавших по соседству. Не все индоарии ушли отсюда в Азию в середине II тыс. до н. э. Оставшиеся арии участвовали в возникновении русского этноса. Доказательством этому служит поклонение руссов в древности богине Кали. В дальнейшем он был заменен на культ бога Раз-Перуна.

                               Список использованных источников
   1. М. Элиаде. 2002: История веры и религиозных идей. Том 1. М.: Критерион.
   2. Gordon Childe. The Prehistory of European Society, p. 126 sq.
   3.Косолапов В. В. 2014: Мегалитический культ. // V Кубанские Исторические чтения. / Н.П. Курусканова, Б.В. Улезко (ред.). К., 104- 117.
   4.Нурумбаев А.А. "Новые материалы по истории казахского племени адай", http://turklib.com
   5. Трубачев О.Н. 1999: INDOARICA в Северном Причерноморье. М.: Наука.
   6. БСЭ. — 1969—1978. М.
   7. Paulys Realencyclop?die der classischen Altertumswissenschaft, Band III.1, (1897), Sp. 114. http://de.wikisource.org/wiki/RE:Bata_2
   8. Сайт В. Трифонова: http://dolmens.spb.ru
   9.Даль В.И. 2005: Толковый словарь живого великорусского языка. М.
   10. Калинов мост. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%EB%E8%ED%EE%E2_%EC%EE%F1%F2
   11. Буря-богатырь Иван коровий сын. https://ru.wikisource.org/wiki/Народные_русские_сказки_(Афанасьев)/Буря-богатырь_Иван_коровий_сын
    12. Косолапов В.В. 2014: Некоторые топонимы Черноморского побережья Краснодарского края. II Бочаровские чтения, г. Краснодар
   13. Поэма Гомера «Одиссея». http://rushist.com/index.php/mifologiya/2219-odissej-v-tsarstve-aida
   14. Сафронов В.А. 1989: Индо-европейские прародины. — Горький: Волго-Вят. кн. изд-во.
   15. Николаева Н. А. Индоевропейцы на Северном Кавказе в III-II тыс. до н. э. По данным лингвистики и археологии. (Индоевропейское языкознание и классическая филология - XVI (чтения памяти И. М. Тронского). - СПб., 2012. - С. 610-619)
   16. Калэкс. https://en.wikipedia.org/wiki/Cailleach
   17. Хель. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%E5%EB%FC
   18. Вальхалла. https://ru.wikipedia.org/wiki/Вальхалла
   19. Гелло. http://en.wikipedia.org/wiki/Gello
   20. Golly. http://translate.academic.ru/golly/en/xx/1
   21. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/4103/ТХАГАЛЕДЖ
   22. Калин-царь. https://ru.wikipedia.org/wiki/Калин-царь
   23. Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. 1998: Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий словарь в иллюстрациях. Нальчик: Эльфа
   24. Halo. http://en.wiktionary.org/wiki/halo#Etymology
   25. Святой. http://ru.wiktionary.org/wiki/%F1%E2%FF%F2%EE%E9
   26. Родство. https://ru.wikipedia.org/wiki/Родство
   27. Аллилуйя. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EB%EB%E8%EB%F3%E9%FF
   28. Alexander Marshak. The Roots of Civilization, p. 81 sq
   29. https://en.wikipedia.org/wiki/Sacred_bull
   30. Марена (мифология). ru.wikipedia.org›wiki/Марена_(мифология)
   31. Марковин В.И. 1978: Дольмены Западного Кавказа. М.: Наука.
   32. Сударев Н.И. «Город Русия». Истоки русской государственности и христианства. http://www.archae.ru/helpful-information/helpfull-information_176.html


               Косолапов В.В., 2015г.


  НАВЕРХ

Rambler's Top100
Яндекс цитирования
Находится в каталоге Апорт

            Главная | Частный сектор | Геленджик | Дольмены | Экскурсии | Походы | Фотогалерея